Актриса и модель Ирина Дмитракова — человек многогранный. Много участвовала в разных проектах. Одновременно работая на подиуме, пробовала свои силы в качестве режиссера показа. В Париже стала лицом известного бренда. Потом отправилась покорять Америку и занялась в Нью-Йорке организацией американо-российских культурных мероприятий. Начала работать радиоведущей и снова сниматься — теперь уже в американских фильмах, занялась продюсерской деятельностью. В перерывах же между съемками и продюсированием Ирина прилетает в Москву и… делает добрые дела! Она тесно сотрудничает с организацией, которая опекает 41 детский дом. Кстати, теперь у Дмитраковой свое шоу на радио, которое называется «Ой, мамочки» — в нем известные актеры, психологи, врачи делятся ценными советами по воспитанию подрастающего поколения.
— Ирина, в 90-е годы едва ли не все девочки мечтали стать моделями. Вы из их числа?
— На самом деле я в то время об этом даже не помышляла. Меня привлекала педагогика. Я часто замещала заболевшего учителя. У меня получалось находить общий язык с детьми, хоть и сама была подростком. Получив аттестат зрелости, отправилась поступать в пединститут, но на экзаменах недобрала один балл и решила год поработать учителем физкультуры в родной школе. За это время рассталась с иллюзиями и осознала, что учительство — не мой путь. Стала искать, чем заняться. Однажды прочитала в газете, что дом моделей «Кузнецкий мост» проводит набор манекенщиц. Я подходила по росту, а надо сказать, в те годы очень стеснялась своих метр восемьдесят. Даже ходила, сутулясь, а тут вдруг подвернулся повод превратить недостаток в достоинство! И вот я отправилась на первый в своей жизни кастинг. Видимо, мои рвение и молодость подкупили комиссию. У меня блестели глаза, при этом я оставалась собранной и сосредоточенной. В итоге попала в «великолепную семерку» самых перспективных девочек, которых отобрал для работы Александр Игманд (знаменитый модельер Л.И. Брежнева). Это он потом учил нас азам профессии: походка, поворот головы, выражение лица, список книг для самостоятельного изучения. Было невероятно интересно. Постепенно моя карьера стала набирать обороты, я почувствовала уверенность в себе и поняла, что быть моделью — это мое.
— Что нравилось в этой работе, что нет?
— Манекенщица — это лицо коллекции, олицетворение образа, который придумал модельер. Мы являем собой продолжение его концепции женственности. Пусть даже, возможно, и ошибочной, с чьей-то точки зрения. Тем не менее наша задача — олицетворять некий символ идеальной женщины во время дефиле или фотосъемки. И это очень почетная миссия: нести красоту, выражать собой идеи моды или конкретного стиля. Поэтому манекенщице крайне важно иметь богатое внутреннее содержание, чтобы молчаливое представление на подиуме было заряжено смыслом. Ведь камеру обмануть нельзя. Если внутри тебя пустота, то выглядеть ты будешь вешалкой, а не моделью. Прелесть нашей профессии в том и состоит, что мы, как актеры, только наши роли без слов. Это и сложно, и невероятно интересно. Что касается отрицательных сторон работы, то здесь мне не нравится укоренившийся в обществе стереотип этаких эскортниц, девочек по вызову, обслуживающих олигархов. Да, подобные явления были, есть и, возможно, будут, но не стоит грести всех под одну гребенку. Отрицательный флер, царящий вокруг профессии, сильно мешает работе. Многие до сих пор стесняются рассказать родным, что они работают на подиуме.
— Ну вот вы стали успешной моделью, получили приглашение работать в Париже. А почему не остались там навсегда? Париж не приглянулся, победил Нью-Йорк?
— В Париже я оказалась достаточно «поздно» для модели, в двадцать лет. В одном агентстве мне так прямо и заявили: «Вы уже старая для нас». Помню, шла вдоль Сены и рыдала, полагая, что моя профессиональная жизнь закончена. Но судьба приготовила мне чудесную встречу с Мишелем, главой компании, выпускающей линию prêt-à-porter. Он неожиданно предложил стать лицом компании. Я тут же подписала контракт. Рекламные фотографии с моим лицом появились в магазинах «Галереи Лафайет». Все складывалось как нельзя лучше, но остаться в Париже навсегда мне не захотелось. Столица Франции по-своему прекрасна и красива, но после завершения контракта я решила вернуться в Москву. У нас тут начался бум недель моды. Появилось множество новых дизайнеров. Работы в России было много. Я не только участвовала в показах как манекенщица, но и стала сама режиссировать дефиле. Что касается Нью-Йорка, то здесь меня настигла любовь… И это уже совсем другая история. Полагаю, это Нью-Йорк меня выбрал, а не я его.
— Вы сразу почувствовали, что Нью-Йорк — ваш город?
— Нью-Йорк близок мне по своей энергетике. Он так же, как и Москва, никогда не спит. И ритм жизни здесь такой же суетной и эксцентричный. Атмосфера и традиции тут другие, но в целом пульс и там, и там учащенный. Я бы не стала называть Нью-Йорк родным, скорее, благоприобретенным. Ведь здесь появился на свет мой сын, и я обрела счастье материнства. И вообще, передо мной не стояла задача его завоевать, и уж тем более сразу. Чтобы это сделать, нужно было окунуться с головой в американский образ жизни, а во мне очень глубоки русские традиции и связь с родиной. Я не готова отказаться от того, что мне дорого, ради успеха в Америке. Но я нашла свою нишу, и меня все устраивает.
— Совместных культурных американо-российских мероприятий в Нью-Йорке до пандемии проходило много?
— Нью-Йорк, безусловно, особая точка притяжения для людей творческих профессий, и, естественно, что стремятся многие. Кто с гастролями, кто с фильмами, кто с художественными выставками. Ежегодно здесь проходит фестиваль «Наше наследие», куда я стараюсь привезти наших артистов. Мы представляем посетителям фестиваля современную и народную музыку, танцевальные проекты, проводим художественные выставки с участием известных художников, ярмарки здоровья и спорта, общественные фестивали и даже кинопоказы российских режиссеров. В Нью-Йорке проходят Дни русской культуры, театральные гастроли, концерты российских звезд эстрады. В общем, культурная жизнь здесь не стоит на месте. Каждый месяц что-нибудь да проходит. И я стараюсь лично участвовать в организации каких-то знаковых событий.
— После подобных акций случались совместные съемки фильмов, клипов, спектакли?
— Многих, кого я знала еще по Москве, подкупает, что именно я буду организовывать их приезд в США, следить за соблюдением райдера. Некоторые частные посещения с концертами Филиппа Киркорова, Ани Лорак, Анжелики Варум и многих других звезд первой величины проходили при моем непосредственном участии. Что касается совместных съемок клипов и т.д., то я ведь позиционирую себя как продюсер, а не как модель. В США у меня другие задачи.
— Тем не менее вы еще успеваете сниматься в кино. Чем запомнилась работа на площадке с голливудскими профессионалами?
— Наибольшее впечатление производит слаженность работы всех служб. Наши артисты жалуются, что их вызывают на съемку к 10 утра. Они приходят, их гримируют, одевают, и во всей этой амуниции они до пяти вечера ждут команды «Мотор!» В Америке такое просто невозможно! Это выглядит непрофессионально. Для технических репетиций там существует дублер кинозвезды — по нему выставляют кадр, настраивают световые приборы, репетируют движение камеры. Дублер Майкла Дугласа, например, внешне очень на него похож. Когда я его увидела, то подумала, что это он и есть. В Голливуде умеют считать деньги. Дублер экономит бюджет картины. Кинозвезде остается только отрепетировать, выйти на точку и сыграть свой эпизод с одного, максимум двух дублей. Кстати, во время съемок фильма «Волк с Уолл-стрит» в одном эпизоде Майкл Дуглас попросил Оливера Стоуна разрешение сделать третий, так называемый «актерский» дубль. Тот разрешил, а после съемки актер подошел к массовке и начал извиняться за то, что отнял время этим дополнительным дублем. У меня это просто в голове не укладывалось. Майкл Дуглас просит прощения у артистов массовых сцен. При этом, чем актер известнее, тем он оказывается скромнее. У меня осталось невероятное впечатление от работы на площадке с Леонардо Ди Каприо. У него настолько виртуозная школа перевоплощения, что просто диву даешься, когда по команде «Action!» Лео превращается в своего героя. Просто высший пилотаж мастерства. Ди Каприо честно заслужил своего «Оскара». Но я бы дала ему еще один. Он очень талантливый актер.
— Вы часто прилетаете в Россию для того, чтобы принять участие в разных благотворительных акциях. В каких именно? И как думаете, насколько это важно сегодня?
— Благотворительность — это, если хотите, одна из скреп, объединяющих людей самых разных взглядов и социального положения. Долгие годы я поддерживала различные благотворительные организации, помогала по мере сил, но потом решила сосредоточиться на чем-то одном. И вот уже несколько лет являюсь попечителем фонда «Миссия», возглавляемого Маргаритой Буряк. Под нашей опекой 41 детский дом в 29 субъектах Российской Федерации, Белоруссии, Армении, Вьетнаме, Болгарии. У нас много самых разных проектов. В одном я принимаю личное участие. Каждое Рождество мы вывозим группы детей в гости к Деду Морозу в Великий Устюг. Для них это настолько яркое событие, что память о нем сохраняется на долгие годы. Пандемия не стала для нас проблемой, мы начали проводить онлайн-встречи детей со сказочными персонажами. Я в своем инстаграм-аккаунте веду прямые эфиры, где так или иначе затрагивается тема помощи детям. Узнать о деятельности фонда всегда можно на сайте www.missia.org. Мы открыты к сотрудничеству и всегда рады новым идеям.
— А как вы попали на радио?
— В этом тоже прослеживается какой-то знак судьбы. Здесь несколько русскоговорящих станций. Все довольно популярны среди русского комьюнити. Поскольку о моем существовании знали продюсеры, в один прекрасный день мне позвонили и предложили придумать собственный проект, чтобы выйти с ним в эфир. Честно сказать, думала я недолго. Идея лежала на поверхности. Я ведь сумасшедшая мать и хорошо представляю все трудности, с которыми обычно сталкиваются русскоговорящие мамы в США. Вот и захотелось создать некий клуб, который помогает решить насущные проблемы молодых и зрелых мамочек. Идея очень понравилась руководству станции, и вскоре я запустила собственное радиошоу «Ой, мамочки!» — это такая своеобразная «радионяня». Цель программы — показать разнообразие мира и возможностей, которые он открывает.
— Как думаете, может ли российская киноиндустрия соревноваться с американской? И что нужно для того, чтобы мы были на уровне Голливуда или это сегодня невозможно?
Мне кажется, это не тот случай, когда соревнование пойдет на пользу. Ждать и догонять — самые неблагодарные занятия. У нас свои традиции, своя школа. И это прекрасно. Французский кинематограф, например, не стремится выйти на уровень Голливуда, и не страдает от этого. Другое дело, когда в эпоху глобализма мир старается быть универсальным, в том числе и в аудиовизуальных формах. Успех сериалов платформы «Нетфликс» подтолкнул многие страны заняться производством качественного контента. Россия тоже участвует в этом процессе, но чтобы играть на их поле, нам нужно знать их правила, а не лезть со своим уставом. Кроме того, чтобы быть на уровне Голливуда, необходимо наличие самой индустрии кино. А мы только в начале пути. Всего лет двадцать, как у наших актеров появились агенты. Но по-прежнему нет агентов ни у сценаристов, ни у операторов. Многие режиссеры сами пишут сценарии, сами же снимают по ним фильмы, привлекая знакомых артистов, с которыми удобно работать. Поэтому некоторые лица не сходят с экранов десятилетиями, предлагая зрителю одно и то же актерское амплуа. Продюсеры живут на грантах Министерства культуры, которые не всегда нужно отдавать, а значит, кино не всегда является целью, важен процесс. Для Голливуда же это прежде всего бизнес. Там все регламентировано. Сколько кинотеатр возвращает денег продюсеру, сколько продюсер платит сценаристу и т.д. Все прозрачно и понятно. В Голливуде каждый занимается своим делом, у каждой специальности есть профсоюз, который следит, чтобы соблюдались права актера, гримера, сценариста. Так что, полагаю, нам не соревноваться надо, а брать все лучшее, что доказало свою эффективность там, и пересаживать на нашу почву. Глядишь, приживется.
— Верите ли вы в судьбу? Случались ли какие-то мистические ситуации, совпадения?
— Знаете, мой кинодебют состоялся в 1998 году в короткометражке Марии Мельниковой «Вороны зимних ночей». Там по сюжету мужчина из чувства ревности убивает свою любимую женщину, и она как призрак мщения является к нему до тех пор, пока он не остается с нею. Мистическая драма, в которой показано, как главный герой оплакивает свою возлюбленную на ее могиле. С точностью до наоборот случилось потом в реальной жизни, когда мой любимый человек погиб в автомобильной аварии, и я почти каждый день ездила на могилу оплакивать. Вот тогда я поняла, насколько мистической может быть профессия актера. В судьбу я, да, верю, но называю ее предназначением. Оно есть у каждого. Главное, понять его как можно раньше.
— Как вам кажется, Вселенная помогает человеку, когда он ее о чем-то просит или уповать на это не стоит?
— Мы приходим в этот мир, чтобы реализовать свой потенциал. И Вселенная помогает нам в этом, другое дело, не каждый наш выбор соответствует нашему предназначению. В таком случае помощь Вселенной может восприниматься нами, как препятствия. Простой пример: человек — кулинар от Бога, но пока он откроет в себе этот дар, выучится на актера, снимется во множестве эпизодах, но так и останется незамеченным. Он будет злиться на мир, пока однажды, лет в 50, готовя внуку вишневый торт, вдруг не осознает, что именно это у него получается лучше всего на свете, просто он свернул не туда, вовремя не осознал, для чего родился на свет. Есть один хороший афоризм: «никто не сделает человеку хуже, чем он сам!» Всегда помните об этом. Чем раньше вы познаете себя, свои сильные и слабые стороны, тем быстрее вы выйдите на диалог с Вселенной. А уж она сделает все, чтобы вы состоялись.
— Что бы вы пожелали нашим читателям в это непростое время?
— Ничего не бояться. Мы все оказались в информационном потоке, где одна новость страшнее другой. Неопределенность рождает в человеке панику. Страх парализует волю, заставляет нас действовать неадекватно. Как бы сложно нам ни было, помните, все к лучшему. Давайте оставаться оптимистами при любых обстоятельствах.
Беседу вела Анжела Якубовская
Ирина Дмитракова снялась в таких фильмах и телесериалах, как «Ультиматум» (1999), «Нина» (2001), «Жизнь кувырком» (2003), «Детектив по-русски» (2003), «Кулагин и партнеры» (2003-2014), «Мужской сезон: Бархатная революция» (2005), «Таксистка-2» (2005), «Феномен» (2005), «Вальс на прощание» (2007), «Наша Russia: яйца судьбы» (2010), «Мексиканский вояж Степаныча» (2012).
Источник: http://gazetauzao.ru/irina-dmitrakova-pomnite-vse-k-luchshemu/